» » Новый способ определить массу далеких планет предложили ученые из MIT

Новый способ определить массу далеких планет предложили ученые из MIT

3-01-2014, 23:46

Новый способ определить массу далеких планет предложили ученые из MIT

Американские исследователи разработали новый способ определять массу планет, находящихся за пределами Солнечной системы. До этого экзопланеты «взвешивались» так называемым методом лучевых (радиальных) скоростей: известно, что звезда и планета вращаются вокруг общего центра масс и колебания местоположения звезды относительно этого центра можно визуально обнаружить и измерить, и на основании этих данных рассчитать массу планеты. Этот метод хорошо работает при измерении масс далеких газовых гигантов. Но исследователей гораздо больше интересуют небольшие планеты, ведь именно при их изучении существует наибольшая вероятность обнаружить жизнь. Знание массы такой планеты позволит точнее судить о ее внутреннем строении и геологической активности. Однако когда масса планеты сравнима с массой Земли, то измерение ее методом лучевых скоростей дает значительно большие погрешности.

Группа астрофизиков из Массачусетского технологического института (MIT)предложила определять массу небольших планет по-другому. Идея нового метода, названного транзитным, состоит в том, чтобы вычислять массу путем обработки данных спектрального анализа излучения звезды, проходящее через атмосферу ее планеты-спутника. Это излучение можно регистрировать тогда, когда экзопланета занимает положение между Землей и центральным светилом своей системы. Сейчас таким методом исследователи космоса определяют диаметр экзопланет и свойства их атмосферы: химический состав, толщину, температуру и прочие параметры. Исследователям из Массачусетса удалось выявить зависимость этих параметров от массы планеты и разработать методику ее вычисления. Для проверки работоспособности своего метода ученые проанализировали свойства атмосферы газового гиганта HD 189733b, который был обнаружен в 2005 году на расстоянии около 63 световых лет от Земли, и на основании полученной информации рассчитали его массу. Она оказалась равна 115% массы Юпитера, что совпадает со значением, высчитанным ранее методом лучевых скоростей.